Дорогие ученики! Для тех, кто хочет сдать ЭГЭ по обществознанию или просто знать предмет обществознание на «отлично» я предлагаю выполнить предложенные ниже задания.В конце каждой темы есть ответы, вы можете проверить свои знания по предложенным темам.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ по теме «Личность и деятельность» для учащихся 10 – 11 классов.
1. Понятие «человек» обозначает:1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа; 2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами; 3) субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни; 4) социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.
2. Понятие индивид обозначает: 1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в ка¬честве биосоциального существа; 2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем лю¬дям свойствами и качествами; 3) субъекта сознательной деятельно¬сти, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в обществен¬ной жизни; 4) социальную индивидуальность, неповторимость, ко¬торая формируется в процессе воспитания и деятельности чело¬века под влиянием конкретной социокультурной среды,
3. Понятие «личность» обозначает: 1) единичного конкретного человека, рассматриваемого в ка¬честве биосоциального существа; 2) любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем лю¬дям свойствами и качествами; 3) субъекта сознательной деятель¬ности, обладающего совокупностью социально значимых черт и качеств, неповторимое сочетание которых придает человеку ха¬рактер социальной индивидуальности; 4) человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, определенным гражданством.
4. Верны ли следующие суждения:А. Не всякий человек является личностью. Б. Человеком рождаются, а личностью становятся.
5. Верны ли следующие суждения: А. Главным в характеристике личности является общественная сущность. Б. Новорожденный человек является личностью.
6. Исходя из того, что бессознательное - это все происхо¬дящее в психической жизни, внутреннем мире человека не¬ произвольно, бесконтрольно и безотчетно для него самого. Определите из перечисленных проявлений сферу бессозна¬тельного:1) твердое убеждение 2) благородное намерение; 3) целенап¬равленное припоминание 4) творческое озарение 5) точное понимание.
7. Верны ли следующие суждения: А. Практическая деятельность подразделяется на материаль¬но-производственную и познавательную. Б. Духовная деятельность включает в себя ценность-прогностическую, социально-преобразовательную.
8. Правильным является следующее из приводимых ниже оп¬ределений практики (практической деятельности): 1) чувственное познание мира с помощью наблюдения и экс¬перимента; 2) совокупность реальных действий и поступков субъекта, направленных к достижению поставленных целей; 3) система необходимых приспособительных действий человека как живого существа; 4) деятельность, направленная на производ¬ство средств к жизни и связанное с этим преобразование обще¬ства и природы.
9. К какому понятию относится данное определение: «Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принад¬лежит»? 1) адаптация 2) образование 3)воспитание 4) социализация.
10. Социальные нормы поведения людей, в которых выра¬жаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, реализуемые внутренним убеждением людей, либо силой общественного мнения, - это: 1) религиозные нормы 2) нормы традиций и обычаев 3) нормы морали 4) правовые нормы.
11. Поведение человека или группы людей в обществе, ко¬торое не соответствует установленным социальным нормам или даже прямо их нарушает, называется: 1) вызывающим 2) легкомысленным 3) отклоняющимся 4) нестандартным.
12. Общение человека с человеком — это 1) форма активности человека, направленная на преобра¬зование окружающего мира и самосовершенствование; 2) процесс обмена информацией между людьми как равно¬правными субъектами познавательной и преобразовательной деятельности; 3) система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми; 4) процесс активности человека, основным содержанием которой является отражение объективной ре¬альности в его сознании, а результатом - получение нового знания о себе.
13. Тип мировоззрения, отличительной особенностью ко¬торого является то, что оно в решающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на лич¬ный опыт и здравый смысл: 1) обыденный 2) научный 3) религиозный 4) гуманисти¬ческий.
14. Верны ли следующие суждения: А. Ощущение, восприятие и представление - это формы чувственного познания. Б. Понятие, суждение и умозаключение - это форма логи¬ческого (рационального) познания.
15. Специфике эмпирического уровня научного познания не соответствует: 1) наблюдение за предметами, явлениями; 2) проведение экспериментов в реальных условиях; 3) описание наблюдений и результатов реального эксперимента; 4) выдвижение гипотезы; 5) проверка полученных сведений повторным наблюдением и экспериментом.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ: 1-2); 2 – 1); 3 – 3); 4 – 3); 5 – 1); 6 – 4); 7 – 4); 8 – 4); 9 – 4); 10 – 3); 11 – 3); 12 – 2); 13 – 1) 14 – 3) 15 – 4)
Раздел «Общество»
1. Определение: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения» отно¬сится к понятию 1) культура; 2) цивилизация; 3) общество; 4) формация.
2. Определение: «Организованная сознательная деятельность человека, сфера взаимодействия природы и общества, в которой люди на основе познанных законов направляют и контролируют ход природных процессов в соответствии со своими потребнос¬тями и возможностями природы» относится к понятию: 1) биосфера; 2) космосфера; 3) ноосфера; 4) пассионарность.
3. Концепция, которая указывает на решающую роль природ¬ного фактора в жизни людей, называется: 1) бихевиоризм; 2) социальный дарвинизм; 3) географический детерминизм; 4) зороастризм.
4. Верны ли следующие суждения: А. Природная среда оказывает значительное воздействие на общественное развитие. Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека?
5. Верны ли следующие суждения: А. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил. Б. Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и куль¬туры?
6. Определение: «Направленное развитие, для которого харак¬терен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию: 1) регресс; 2) фатализм; 3) прогресс; 4) меркантилизм.
7 Высшим критерием общественного прогресса является : 1) развитие производительных сил; 2) моральное, духовно-нравственное состояние общества; 3) степень возрастания чело¬веческой свободы; 4) развитие человеческого разума.
8. Социальная революция - это: 1) постепенный переход общества из одного состояния в дру¬гое; 2) коренной качественный переворот во всей социально-эко¬номической и политической организации общества; 3) преобразо¬вание, изменение, переустройство какой-либо стороны обществен¬ной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры; 4) демографический взрыв в обществе.
9. Реформы — это: 1) преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающие основ суще¬ствующей социальной структуры; 2) демографический взрыв в обществе; 3) постепенный переход общества из одного состоя¬ния в другое; 4) коренной качественный переворот во всей со¬циально-экономической и политической структуре общества.
10. Верны ли следующие суждения: А. Общественно-экономическая формация - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми дан¬ное общество вооружает своего члена в его противостоянии внеш¬нему миру. Б. Общественно-экономическая формация характеризуется специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой.
11. Верны ли следующие суждения: А. Цивилизационный подход позволяет глубоко изучить исто¬рию конкретных обществ и народов во всем их многообразии. Б. Цивилизационный подход ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.
2. Уже в 30-е годы XX века установилась традиция, согласно которой насчитывается: 1) две формации; 2) три формации; 3) пять формаций; 4) неопределенно большое число формаций.
13. Структуру цивилизации составляют элементы: 1) способ общения; 2) социальная эволюция как основная фор¬ма движения; 3) государство как система управления делами об¬щества; 4) все указанное выше.
14. Верны ли следующие суждения: А. Немецкий философ О. Шпенглер понимал культуру как жи¬вую, одухотворенную, полную творческих сил общественную ре¬альность. Б. Под цивилизацией О. Шпенглер понимал стадию умирания культуры?
15. Определение: «Коренное, качественное преобразование производительных сил, начавшееся в середине XX века, на ос¬нове превращения науки в ведущий фактор общественного про¬изводства» относится к понятию: 1) модернизация; 2) научно-техническая революция; 3) научно-технический прогресс; 4) промышленный переворот.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ 1.-1), 2-3); 3-3); 4-3); 5-2); 6-3); 7-3); 8-2); 9-1); 10-4); 11 -3); 12.-3);14-3); 15.-2).
Раздел 3 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.
1. Под словом «культура» изначально подразумевалось: 1) способы обработки земли; 2) правила поведения в об¬ществе; 3) создание искусственной природы; 4) способы про¬изводства новых знаний.
2. Определение: «Совокупность всех достижений в разви¬тии материальной и духовной жизни общества» относится к понятию: 1) мировоззрение; 2) менталитет; 3) образование; 4) куль¬тура.
3. Верны ли следующие суждения: А. Культура есть совокупность всех форм преобразователь¬ной деятельности человека и общества. Б. Культура есть мера человеческого в человеке?
4. Верны ли следующие суждения: А. Наши знания, собранные в памяти компьютеров, отно¬сятся к материальной культуре. Б. Компьютеры, телевизоры относятся к материальной куль¬туре?
5. Верны ли следующие суждения: А. Субкультура - это совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей культуры, функци¬онирующих в качестве культуры преступного слоя обще¬ства. Б. Субкультура - это трансформированная профессио¬нальным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску?
6. Появление массовой культуры можно объяснить: 1) кризисом элитарной культуры в начале XX века; 2) изоб¬ретением телевидения; 3) стандартизацией материальных и духовных потребностей, а также демократизацией общества; 4) полным отказом от сложившихся традиций.
7. К какому понятию относится данное определение: «Одна из сфер человеческой деятельности, направленная на произ¬водство новых знаний о природе, обществе и самом челове¬ке»? 1) образование; 2) наука; 3) философия; 4) субкультура.
8. Верны ли следующие суждения: А. Язык науки не отличается от языка других форм куль¬туры. Б. Язык науки отличается от языка других форм культуры?
9. Верны ли следующие суждения: А. Гуманитаризация образования предполагает его поддер¬жку за счет гуманитарной помощи. Б. Гуманитаризация образования предполагает создание единой системы образования для разных стран?
10. Верны ли следующие суждения: А. Государство не вправе привлечь кого-либо к ответствен¬ности за его веру или неверие. Б. Государство должно быть равнодушно к любой религи¬озной деятельности? 1) верно только А;
11. Религия обладает функцией: 1) мировоззренческой; 2) регулятивной; 3) терапевтичес¬кой; 4) все указанное выше.
12. Ранняя форма религии, связанная с поклонением ка¬кому-либо животному или растению с верой в происхождение от них - это: 1) фетишизм; 2) анимизм; 3) тотемизм; 4) магия.
13. Ранняя форма религии, связанная с поклонением ка¬ким-либо реальным предметам и наделением их сверхъесте¬ственными свойствами - это: 1) фетишизм; 2) тотемизм; 3) анимизм; 4) магия.
14. К мировым религиям не относятся: 1) христианство; 2) ислам; 3) буддизм; 4) иудаизм.
15. Верны ли следующие суждения: А. Религия является одним из важнейших источников нрав¬ственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Б. Религия является источником и питательной средой кро¬вавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и проти¬воборства?
16. Верны ли следующие суждения: А. О нравственных качествах человека следует судить по его намерениям. Б. О нравственных качествах человека следует судить по его отдельным поступкам, и по его повседневной жизни?
17. Верны ли следующие суждения: А. «Золотое правило нравственности» гласит: поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе. Б. «Золотое правило нравственности» гласит: не делай другому того, чего не хочешь себе.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ 1-1); 2-4); 3-3); 4-2); 5-3); 6-3); 7. –2); 8 - 2); 9-4); 10-1); 11.-4); 12-3); 13-1); 14.-4); 15-3); 16-3); 17-2).
Раздел 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Смешанная экономика - это: 1) сочетание свободной конкуренции с монополизированной экономикой; 2) сочетание частной собственности и централизо¬ванного планирования; 3) сочетание господства общественной собственности с открытой рыночной системой; 4) сочетание всех форм собственности с правовой средой их эффективного функ¬ционирования.
2. Для рыночной экономики характерно: 1) преобладание государственных предприятий; 2) самостоя¬тельность предприятий в вопросах производства; 3) государствен¬ное ценообразование; 4) преобладание энергоемких технологий в промышленности.
3. Справедливо утверждение:1) жизнь на грани прожиточного минимума более характерна для рыночной экономики; 2) жизнь на грани прожиточного мини¬мума более характерна для традиционной экономики; 3) жизнь на грани прожиточного минимума более характерна для командно-административной экономики; 4) жизнь на грани прожиточного минимума более характерна для смешанной экономики.
4. Верны ли следующие суждения: А. При командно-административной экономике товары и услу¬ги производятся людьми, желающими получить доход. Б. При командно-административной экономике товары и услу¬ги производятся с помощью экономических планов?
5. Верны ли следующие суждения: А. Частная собственность - это форма юридического закреп¬ления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом. Б. Частная собственность - это индивидуальная или семейная собственность на имущество, объекты непроизводственного зна¬чения?
6. Понятие «отношение собственности» включает в себя: 1) владение;2) распоряжение;3) владение и распоряжение;4) владение, распоряжение и пользование.
7. Если производительность труда растет медленнее, чем за¬работная плата, то: 1) себестоимость продукции увеличится; 2) прибыльность произ¬водства продукции увеличится; 3) себестоимость продукции умень¬шится; 4) прибыльность производства продукции не изменится.
8. Выберите верное утверждение: 1) производство и производительность - это одно и то же; 2) рост производства обязательно должен привести к увеличению производительности; 3) повысить производительность можно пу¬тем издания специальных государственных законов; 4) увеличение производительности приводит к увеличению производства при тех же ресурсах.
9. Эффективнее всего можно измерить экономический рост в стране с помощью показателя: 1) индекса цен на потребительские товары; 2) уровня занято¬сти; 3) реального валового национального продукта (ВНП) на душу населения; 4) изменения порога бедности.
10. На рост производительности труда не оказывают влияния: 1) технологические изменения; 2) увеличение количества ра¬ботников; 3) уровень образования и квалификации работников; 4) уровень организации производства.
11. Верны ли следующие суждения: А. Владелец облигации является совладельцем компании, по¬лучающим дивиденды. Б. Владелец облигации является кредитором, получающим про¬центы?
12. На товарной бирже идет торговля: 1) государственными ценными бумагами; 2) крупными парти¬ями любых товаров; 3) контрактами на стандартизированные то¬вары; 4) товары производственного потребления.
13. Признак, свидетельствующий об отсутствии конкуренции в отрасли: 1) уровень прибыли ниже нормального для данной отрасли; 2) неспособность фирм данной отрасли к расширению производ¬ства; 3) невозможность другим фирмам «войти» в данную отрасль; 4) более низкий отраслевой уровень оплаты труда, чем в сред¬нем по стране.
14. Если на рынке предложение превысит спрос, то: 1) потребительский спрос возрастет; 2) производители увели¬чат выпуск товаров; 3) рыночная цена упадет; 4) рыночная цена поднимется.
15. Верны ли следующие суждения: А. Спрос - это заявка покупателя на приобретение определен¬ного количества товара по определенной цене? Б. Спрос - это количество товара, которое покупатель желает приобрести по определенной цене?
16. Верны ли следующие суждения: А. Стоимость денег определяется драгоценными металлами, которыми они обеспечены. Б. Стоимость денег определяется количеством товаров и ус¬луг, которые можно на них приобрести?
17. Верны ли следующие суждения: А. Менее всего страдают от инфляции те, кто получают фик¬сированную заработную плату. Б. Менее всего страдают от инфляции те, кто стал должни¬ком до очередного витка инфляции?
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ 1.-4); 2-2); 3.-2); 4.-2); 5-1); 6.-4); 7-1); 8-4); 9-3); 10-2); 11-2); 12.-3); 13-3); 14-3); 15-2); 16-2); 17-2)
Раздел 5. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
1. Социология как наука возникла: 1) после второй мировой войны; 2) в первой половине XIX века; 3) в XVIII веке; 4) в конце XIX - начале XX века.
2. Понятие «социология» было введено: 1) Т. Гоббсом; 2) В. Вернадским; 3) Н. Бердяевым 4) О. Контом.
3. Социальная сфера - это: 1) специфическая форма взаимодействия различных групп людей; 2) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой; 3) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей; 4) совместная деятельность людей в различных группах.
4. Общество с точки зрения социологии — это: 1) политическая организация, включающая определенный тип ре¬жима власти, органы и структуру правления; 2) социальная органи¬зация, основой которой является социальная структура; 3) террито¬рия, имеющая определенные границы и пользующаяся государствен¬ным суверенитетом; 4) проживающая совместно группа людей.
5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью - это признаки социальной общности: 1) демографической; 2) класса; 3) профессиональной; 4) расовой.
6. Социальная общность — это: 1) социальное положение человека в обществе; 2) группа лю¬дей, члены которой связаны общим интересом и находятся в пря¬мом или косвенном взаимодействии; 3) поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный статус; 4) добровольное объедине¬ние индивидов.
7. Выберите из перечисленного основную характеристику со¬циальной дифференциации. А. Социальная дифференциация - это привилегии и обязан¬ности. Б. Социальная дифференциация - это профессиональные пра¬ва и обязанности.
8. Наиболее развитая историко-культурная общность людей - это: 1) род; 2) племя; 3) нация; 4)народность.
9. Естественное стремление нации к саморазвитию, националь¬ной самостоятельности - это: 1) национальная интеграция; 2) национальная адаптация; 3) национальная дифференциация; 4) национальная миграция.
10. Понятие «этнос» включает в себя: 1) совокупность людей, обладающих общностью культуры, ос¬ознающих эту общность; 2) наиболее развитую историко-культурную общность; 3) совокупность людей, обладающих общностью традиций, обычаев, религии; 4) исторически сложившаяся общ¬ность людей.
11. Положение личности, занимаемое в обществе в соответ¬ствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положе¬нием, - это: 1) статус; 2) социальный статус; 3) предписанный статус; 4) при¬обретенный статус.
12. Социальная роль — это: 1) степень признания достоинств личности; 2) оценка, которую общество дает статусу личности или должности; 3) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружа¬ющих; 4) социальное перемещение индивида.
13. Социальный престиж - это: 1) оценка, которую общество дает статусу личности или долж¬ности; 2) степень признания одаренности личности; 3) определен¬ная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих; 4) престижное потребление материальных или духовных ценнос¬тей.
14. Переход людей из одних общественных групп в другие - это: 1) социальная дифференциация; 2) социальная мобильность; 3) «социальный лифт»; 4) социальные изменения.
5. Понятие «социальный лифт» ввел социолог: 1) К. Маркс; 2) М. Вебер; 3) П. Сорокин; 4) Дюркгейм.
16. Семья относится к следующему социальному субъекту: 1) социальная общность; 2) социальная группа; 3) социальный институт; 4) социальная система. 17. Теория социальной стратификации основывается на: 1) уровне дохода; 2) отношении к собственности; 3) отношении к власти; 4) профессиональном уровне людей.
18. Верны ли следующие суждения: А. Социология дает следующую оценку социальной стратифи¬кации: «естественна, необходима, неизбежна, так как связана с многообразием потребностей, функций и социальных ролей». Б. Социология дает следующую оценку социальной стратифи¬кации: «не всегда является необходимой и полезной, она появ¬ляется не только в силу естественных потребностей, но и на ос¬нове конфликта»?
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ 1-2); 2-4); 3-2); 4.-2); 5-2); 6.-2); 7.-1); 8-3); 9-3); 10.-1); 11-2); 12-3); 13-1); 14-2); 15-3); 16-3); 17-1); 18-3).
Раздел 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
1. Область знаний, изучаемая политологией: 1) политические институты; 2) социальные отношения; 3) об¬щественные настроения; 4) духовные процессы.
2. Первым в истории политической мысли создал модель иде¬ального. государственного устройства: 1) Аристотель; 2) Конфуций; 3) Т. Мор; 4) Платон.
3. Первоначально греческое слово «политика» означало: 1) власть народа; 2) искусство государственного деятеля; 3) управление делами города; 4) власть немногих.
4. Верны ли следующие суждения: А. Теория общественного договора связана с утверждением, что «законная власть возникла в результате добровольного со¬глашения свободных и добродетельных людей». Б. Патриархальная теория власти связана с утверждением, что «законная власть возникла в результате добровольного согла¬шения свободных и добродетельных людей»?
5. Верны ли следующие суждения: А. «Правящая элита» - это правовая норма, определяющая по¬ложение человека в государстве. Б. «Правящая элита» - это высшие, привилегированные груп¬пы, слои, осуществляющие функции управления?
6. Государство от других политических и социальных институ¬тов отличается: 1) обеспечением и гарантией материального благополучия всех членов общества; 2) осуществлением тотального контроля за все¬ми сферами жизнедеятельности; 3) монополией на легитимное насилие; 4) объемом ресурсов власти.
7. Верны ли следующие суждения: А. Концепции правового государства соответствует следующее суждение: государство должно быть ограничено законом. Б. Концепции правового государства соответствует следующее суждение: разрешено только то, что разрешено законом.
8. К институтам представительной власти относится учреждение: 1) Правительство; 2) Конституционный суд; 3) парламент; 4) Верховный суд.
9. К институтам исполнительной власти относится учреждение: 1) Правительство; 2) Конституционный суд; 3) парламент; 4) Верховный суд.
10. Верны ли следующие суждения: А. Тоталитарный режим предполагает неограниченную власть одного человека или группы лиц в политической области, но до¬пускает автономию личности и общества в экономической и со¬циальной областях. Б. Авторитарный режим предполагает неограниченную власть одного человека или группы лиц в политической области, но до¬пускает автономию личности и общества в экономической и со¬циальной областях.
11. Признаком авторитарного политического режима явля¬ется: 1) чрезмерный централизм в социальной сфере; 2) запрет оп¬позиции; 3) тотальный контроль государства над жизнью обще¬ства; 4) наличие многопартийной системы.
12. Оценка, относящаяся к демократическим политическим режимам: 1) все демократические режимы основываются на президент¬ской форме правления; 2) все демократические режимы допус¬кают существование оппозиции правящим партиям; 3) для демократических режимов характерно федеративное устройство; 4) для демократических режимов характерно отсутствие гражданского общества.
13. Демократический строй государства предполагает: 1) подчинение меньшинства большинству; 2) подчинение боль¬шинства меньшинству; 3) подчинение всего населения власти од¬ного или нескольких лиц; 4) подчинение всего населения власти одной партии.
14. Гражданскому обществу присущ признак: 1) этатизм; 2) монополия государства на собственность; 3) не¬зависимые ассоциации граждан; 4) патернализм;
15. К обязательным элементам гражданского общества отно¬сится следующее явление политической жизни: 1) разделение властей; 2) социальное государство; 3) государ¬ственное управление; 4) федерализм.
16. Субъектом Федерации является: 1) особая форма организации политической власти, облада¬ющая суверенитетом, монополией на применение узаконенно¬го насилия и осуществляющая управление обществом; 2) фор¬ма государственного устройства, характеризующаяся высокой степенью централизации власти и отсутствием политической самостоятельности административно-территориальных образо¬ваний; 3) административно-территориальное образование, об¬ладающее ограниченными политическими правомочиями; 4) ад¬министративно-территориальное образование, вышедшее из состава союзного государства. 17. Политическая социализация может быть определена как:1) развитие политических институтов общества; 2) внутрен¬нее взаимодействие, возникающее между людьми со схожими политическими убеждениями; 3) процесс, посредством которого личность формирует политическую ориентацию и взгляды на проблемы окружающего мира; 4) пропаганда и агитация со сто¬роны политических активистов с целью заполучить голоса изби¬рателей.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ 1- 1); 2-4); 3-3); 4-1); 5-2); 6-3); 7-1); 8-3); 9-1); 10-2); 11-2); 12-2); 13-1); 14-3); 15-1); 16-3); 17-3).
Раздел 7. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.
1. Для всех социальных норм характерен признак: 1) регулятор общественных отношений; 2) обеспечивается при¬нудительной силой государства; 3) обязательное правило пове¬дения; 4) выражение в официальной форме.
2. Норма права есть: 1. Правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. 2. Правила поведения, имеющие обязательный характер и поддерживаемые силой государственного принуждения. 3. Правила поведения, сложившиеся исторически, на протя¬жении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. 4. Правила поведения, регулирующие отношения между наци¬ями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственного ап¬парата.
3. Элементом нормы права является: 1) гипотеза; 2) превенция; 3) презумпция; 4) коллизия.
4. Исторически первым источником права был: 1) закон; 2) правовой обычай; 3) юридический прецедент; 4) внутригосударственный договор.
5. Источником российского права является: 1) нормативный акт; 2) юридический прецедент; 3) обычай; 4) канон.
6. К специфическим признакам правовой нормы относится: 1) обеспечивается силой государственного принуждения; 2) имеет общий характер; 3) многократная повторяемость; 4) ти¬пичность.
7. Закон есть: 1) документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы; 2) нормативный акт, принятый в особом поряд¬ке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой; 3) правила поведения, являющиеся обязательными и ох¬раняемые от нарушений силой государственного принуждения; 4) соглашение между двумя или несколькими субъектами права.
8. К нормативно-правовым актам органов исполнительной вла¬сти относятся: 1) постановления Правительства РФ; 2) Федеральный закон; 3) уставы городов федерального значения; 4) Конституция РФ.
9. Высшей юридической силой обладает: 1) Конституция РФ; 2) указы Президента РФ; 3) постановле¬ния Правительства РФ; 4) приказ министра.
10. Государственное право-это: 1) отрасль права, регулирующая доходы и расходы государ¬ства; 2) отрасль права, закрепляющая основы государственного и общественного строя страны; 3) отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере владения, пользования и рас¬поряжения землей; 4) отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе исполнительно-распорядительной де¬ятельности органов государства.
11. Гражданское право — это: 1) отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере труда, 2) отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения; 3) отрасль права, регулирующая различные имуще¬ственные отношения, право собственности; 4) обязательства в гражданском обороте.
12. Выделите в перечне институт права: 1) дарение; 2) конституционное право; 3) гражданское право; 4) уголовное право.
13. Верны ли следующие суждения: А. Государственное право есть институт права. Б. Гражданское право есть отрасль права?
14. К сфере частного права в РФ относится: 1) уголовное право; 2) административное право; 3) гражданское право; 4) финансовое право.
15. Верны ли следующие суждения: А. Юридическая ответственность - это применение мер госу¬дарственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. Б. Юридическая ответственность выражается в несении пра¬вонарушителем определенных неблагоприятных для него послед¬ствий, иначе - ограничений, лишений, страданий?
16. Гарантом прав и свобод человека в России является : 1) Президент РФ; 2) Правительство РФ; 3) Государственная Дума; 4) Совет Федерации.
17. Гражданин РФ обладает основными правами и свободами человека по достижению: 1) 7 лет; 2) 16 лет; 3) 18 лет; 4) с рождения.
КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ 1-1); 2-2); 3-1); 4-2); 5-1); 6-1); 7-2); 8-1); 9-1); 10-2); 11-3); 12-1); 13-2); 14-3); 15-3); 16-1); 17.-4).
Самым сложным видом заданий является написание сочинений – эссе. Я предлагаю вам потренироваться в их написании по предложенным темам. Задания С - 9. Темы сочинений. 1.Человеческий ребёнок в момент рождения не человек, а кандидат в человека. А. Пьерон.
2. Создаёт человека природа, а развивает общество. В. Белинский.
3. Вам никогда не создать мудрецов, если убивать в них шалунов. Ж.Руссо,
4. «История ничему не учит , а лишь наказывает за незнание». В.Ключевский.
5. «Прогресс есть замена одних неприятностей на другие».
6. «Прогресс есть замена одних неприятностей на другие».
7.»Самое прекрасное в природе — отсутствие человека»
8. «Уважение к истине — начало премудрости».
9. «Познавательная деятельность приводит всегда к истине или заблуждению».
10.»Культура есть тоненька оболочка над хаосом». 11. «Цивилизация — стадия умирания культуры».
12. «Наука не сводиться к сумме знаний, как здание не сводится к груде камней».
13. «Каждый великий успех науки имеет с своих истоках великую дерзость воображения».
14. «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов».
15, .»Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту — в изображению невидимого».
16. «У искусства есть враг, имя ему невежество», 17. «Искусство — диалог, в котором собеседник молчит»,
18. «Люди рождаются с чистой природой, только потом отцы делают их иудеями, христианами, идолопоклонниками». Саади.
19. «Неравенство такой же хороший закон природы как и любой другой». И.Шерр.
20. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства, а национализм больших народов есть проявление империалистической экспансии». Н. Бердяев.
21. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперёд, а не назад», Н. Бердяев.
22. Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. О. Пауэр.
23 .Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторические бича, вместе взятые: голод, чума и война.. У.Гладстон.
24. .Семья — один из шедевров природы. Д. Сатаяна.
25. Жениться — это наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности. А.Щопенгауэр.
26. Деньги — это свобода, выкованная из золота. Э. Ремарк. 27. Торговля не разорила ещё ни одного государства. Б. Франклин.
28. Не быть жадным — уже есть богатство, не расточительным — доход. М. Монтень.
29. .Партия есть организованное общественное мнение. Б. Дизраели.
30. Пусть погибнет мир, нозакон должен быть соблюдён. Изречение римского права. 31. Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует. Сенека.
32. Презирать деньги легко человеку богатому или тому кто лишён потребностей. А. Моруа,
33. Щадя преступника, вредят честным людям». Сенека.
34.Инфляция — это разорение с кучей денег в кармане. М. Фридман.
35. Хорошая конституция бесконечно лучше , чем самый лучший деспот. Т. Маколей.
36. Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Д. Актон. 37. Несправедливые законы не создают права. Цицерон.
38. Лучшие законы рождаются из обычаев. Ж. Жубер. 39. Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому многие бояться её. Б.Шоу.
40. Одно поколение воспитывает другое. И. .Кант.
Вопросы для подготовки к экзаменам по обществознанию за 10 класс.
1. Органы власти Российской Федерации.
2. Функции государства.
3. Дать определение тоталитарному государству, привести примеры.
4. Виды политических идеологий.
5. Отличие человека от животного.
6. Признаки демократического государства.
7. Виды деятельности.
8. Типы государств.
9. Государство и его признаки.
10. Признаки светского государства.
11. Плюрализм.
12. Дать определение понятию «гражданское право».
13 .Классификация прав человека. Назвать права человека.
14. Международное гуманитарное право.
15. Назвать 5 древнегреческих ученых.
16. Назвать средневековых ученых.
17. Назвать деятелей эпохи Возрождения.
18. Назвать деятелей эпохи Просвещения.
19. Признаки традиционного общества.
20. Признаки индустриального общества.
21. Типы экономических систем. Дать определение экономической системы.
22. Признаков рыночной экономики.
23. Социальный статус и его признаки.
24. Виды отклоняющего поведения, привести примеры.
25. Назвать 10 наук, которые изучают общество.
26. Виды познания.
27. Ступени познания.
28. Уровни научного познания, методы научного познания.
29. Дать определения понятиям «человек, индивид, индивидуальность, личность».
30. Дать определение понятию «федеративное государство».
31. Дать определение понятию «семейному право».
32. Мировые религии.
33. Отличия деятельности человека от поведения животных.
34. Типы избирательных систем
35. Виды социального контроля.
36. Виды